Новости

В Москве открывается выставка вертолётной индустрии HeliRussia 2021

20 мая 2021 года в МВЦ «Крокус Экспо» в очередной раз откроется Международная выставка вертолётной индустрии HeliRussia. Выставка проводится с 2008 года и за это время стала крупнейшим профильным мероприятием в Европе, освещающим все аспекты вертолётной индустрии — от технической составляющей и до вопросов правового регулирования деятельности участников рынка.

Несмотря на то, что в следствии пандемии, в прошлом году выставка была перенесена с традиционного мая на сентябрь, она смогла сохранить свой уникальный статус ежегодного вертолётного события мирового класса и собрала ведущих производителей и эксплуанатов вертолётной техники и оборудования со всего мира.

 

В этом году HeliRussia возвращается в свой привычный весенний формат. На площади около 14 000 квадратных метров представят свою продукцию более 160 компаний из 13 стран мира. Посетители смогут познакомиться с вертолётной техникой Leonardo Helicopters, Airbus Helicopters, Robinson helicopter company, Bell Textron и крупнейшего отечественного производителя — холдинга «Вертолёты России», а также принять участие в более чем 30 мероприятиях обширной деловой программы, направленной на формирование долгосрочной стратегии развития отрасли.

Техника и технологии

Одной из отличительных черт выставки в этом году стало большое количество новых компаний из самых разнообразных секторов, прямо или косвенно связанных с вертолётной индустрией — от разработки и производства пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов до создания программного обеспечения и новых материалов, применяемых в аэрокосмической отрасли.

Среди новых участников, свои разработки впервые на российском рынке представит ведущий итальянский производитель автожиров MAGNI GYRO. На стенде компании посетители смогут увидеть три модели: М22 Voyager Plus, M24 Orion и двухместный M16 Tandem Trainer, который уже поставил 9 мировых рекордов и успешно совершил кругосветное путешествие. Сегодня в России автожиры используются, в основном, в личных целях, однако, за рубежом данный вид авиатехники успешно применяется в сельском хозяйстве, лесоохранных работах, спасательных и мониторинговых миссиях.

Ещё один мировой лидер в своем классе впервые представляющий свою продукцию на HeliRussia, — производственный холдинг АО «ТВЭЛ» (дочернее предприятие ГК «Росатом»). Компания представит уникальные технологии для 3D-печати и 3D-наплавки из титана для авиационной отрасли.

Впервые на выставке посетители смогут ознакомиться и с ООО НП «Металл-Композит», реализующей, в рамках созданного в Ульяновской области центра трансфера технологий, проект, связанный с производством металломатричных композиционных материалов (теплоотводящих композиционных материалов для машиностроения, авиастроения, приборостроения и композиционной бронезащиты лёгкой техники и вертолётов). При этом представленная продукция значительно (от 15 до 30% в зависимости от класса защиты) легче чем зарубежные аналоги.

На стенде АО «КРЭТ» будут представлены оптико-электронная система защиты самолётов и вертолётов «Президент-С» и бортовая радиолокационная станция Н-025Э, обеспечивающая обнаружение подвижных и неподвижных целей, препятствий, превышающих высоту полёта воздушных судов с определением их координат и кромок метеообразований.

Участник HeliRussia 2021 из Санкт-Петербурга АО «Навигатор» впервые представит посетителям HeliRussia многофункциональную систему посадки, навигации и наблюдения «КОРМА», способную обеспечить единым комплексом аппаратуры решение задач наблюдения, навигации и посадки, а также взаимодействие пилотируемых и беспилотных ЛА, в том числе при совместном использовании с морскими судами. Также, одним из ключевых экспонатов на стенде санкт-петербургской компании станет демонстрационный стенд КБО. Специалисты компании разработали комплекс, в основу которого заложен единый подход к модернизации БРЭО вертолётов.

Свой комплекс автономной посадки дронов представит и компания «Просвет». С помощью портативной локальной навигации «ПЛАСП» БВС могут садиться в любое время суток на любую площадку, в том числе на подвижную платформу — например, на движущийся автомобиль или катер. Система состоит из портативной наземной станции и бортового приёмного устройства, которое весит всего 90 грамм и позволит приземлить дрон даже если с ним нет связи, а сигнал геопозиционирования потерян. Одно наземное устройство может работать со множеством дронов одновременно.

  Bell продал очередные Bell 407GXi

Традиционно HeliRussia является и ключевым российским событием для демонстрации достижений в области беспилотных технологий. Производитель программного обеспечения и вспомогательного оборудования для БПЛА, компания NixDrone представит на выставке DNEST — систему автономного использования БПЛА для удалённого наблюдения за территориями и объектами. Система позволяет сохранить летательный аппарат от экстремальных погодных нагрузок и обеспечивает заряд аккумуляторов БПЛА без вмешательства человека.

Свои беспилотные решения представит и новый российский бренд SmartHeli (ООО «Авиационные вспомогательные системы»). На выставке будут представлены две новые модификации беспилотников вертолётного типа: SmartHELI-380i с максимальной взлётной массой до 380 кг и SmartHELI-500 с максимальной взлётной массой 500 кг. Аппараты также различаются по максимальной массе полезной нагрузки, дальности и скорости крейсерского полёта. В апреле 2021 года начаты лётные отработки новых модификаций. Кроме того, на стенде «АВС» будет представлена одна из предыдущих модификаций — SmartHELI-350 с максимальной взлётной массой до 350 кг.

Титульный партнёр выставки, холдинг «Вертолёты России», представит на статической стоянке вертолёты «Ансат» и Ми-8АМТ в пассажирских модификациях. На стенде же компании можно будет ознакомиться с такими моделями вертолётов как Ми-38, Ми-171А2, а также Ка-62, разработанные для применения в области санитарной авиации, перевозки пассажиров и доставки грузов.

Являясь, де-факто, лидерным гражданским эксплуатантом новых моделей российских вертолётов, АО «Русские Вертолётные Системы» традиционно первыми принимают в свой парк перспективные разработки холдинга. Так, в 2016 году компания первой получила в своё распоряжение пассажирский вариант вертолёта «Ансат», а в дальнейшем стала и крупнейшим эксплуатантом медицинской версии данной машины. В 2020 году авиакомпания стала первым гражданским эксплуатантом нового отечественного вертолёта Ми-38, заполняющего перспективную нишу между вертолётами типа Ми-8/Ми-17 и Ми-26. В этом году авиакомпания на своём стенде познакомит посетителей с новейшим лёгким отечественным вертолётом VRT 500. Разработанный конструкторским бюро «ВР-Технологии» в партнёрстве с АО «Камов» и при участии знаменитой итальянской студии «Ital-Design», новая разработка отечественных вертолётостроителей предстанет перед зрителями в ливрее, выполненной в корпоративных цветах АО «Русские Вертолётные Системы». Лёгкая машина, выполненная по соосной схеме, должна заполнить пустующую сегодня нишу отечественных лёгких однодвигательных машин, способных выполнять самый широкий спектр задач.

Деловая программа

Отличительной чертой Международной выставки вертолётной индустрии всегда являлась её насыщенная деловая программа. В этом году организаторы не только не отступили от традиций, но и решили сделать на неё особенный упор.

Пандемия, финансовый кризис, ограничения в области международной кооперации, вызванные совокупностью политических и экономических факторов, ставят новые большие вызовы перед всем российским вертолётным сообществом и наглядно демонстрируют необходимость новой стратегии для отечественной вертолётной отрасли. С целью выработки комплексной «дорожной карты», которая сформирует новое видение индустрии, а также придаст ей дополнительный импульс, необходимый не только для преодоления текущих трудностей, но и выхода на качественно новый уровень, организаторы и участники подготовили более 30 разнообразных мероприятий, которые пройдут на протяжении всех дней проведения выставки и затронут все возможные области, связанные с отечественным вертолётостроением, включая финансово-экономические, технические, инфраструктурные, социальные и правовые аспекты.

  Savback Helicopters и GHT близки к анонсу усовершенствованного сверхлегкого вертолета

В первый день мероприятия тон задаст организованная «Ассоциацией Вертолётной Индустрии» пленарная сессия «Перспективы развития отрасли. На пороге перемен», в рамках которой планируется обсудить роль вертолётных перевозок и малой авиации в экономике России и перспективные направления их применения для решения стратегических задач, конъюнктуру рынка социально-значимых перевозок, механизмы их субсидирования и оценку эффективности госинвестиций, меры для повышения транспортной доступности для населения труднодоступных и отдалённых регионов, потребности регионов РФ в вертолётной технике и необходимые программы господдержки, а также стандартизация транспортной безопасности.

Продолжат обсуждение вопросов господдержки, а также таких острых тем как субсидирование отрасли, повышение банковских и лизинговых продуктов, корректировки условий финансирования с учётом особенностей работы предприятий вертолётной отрасли и потребности отрасли в законодательных инициативах по субсидированию и налогооблажению на круглом столе «Финансовые инструменты для вертолётной отрасли», организованном Экономическим комитетом Ассоциации.

Тему развития транспортной доступности отдельных регионов планируется развить и в рамках дискуссии «Авиационная отрасль для развития Арктики и Дальнего Востока». Участникам дискуссии предлагается обсудить перспективы применения отечественной техники, необходимость её модернизации для безопасного применения в этих регионах, вопросы топливообеспечения, технического обслуживания, инфраструктуры, подготовки кадров и многое другое, что напрямую влияет на развитие востока и севера страны.

Острым вопросом на протяжении многих лет является нехватка лётно-инженерного состава для вертолётной техники. По оценкам экспертов и эксплуатантов, дефицит составляет около 15-20% — это более 300 вакантных мест в авиакомпаниях и их количество ежегодно увеличивается. Наметить пути его решения планируют участники дискуссии «Подготовка лётных и инженерных кадров для авиационной отрасли», организованной Лётным комитетом «Ассоциации Вертолётной Индустрии».

Одним из ключевых мероприятий деловой программы HeliRussia станет 13-я Международная конференция «Рынок вертолётов: реалии и перспективы», на которой рассматриваются параметры российского вертолётного рынка с позиции потребителей и производителей вертолётной техники, а также составляется прогноз развития мирового вертолётного рынка. Мероприятие организуется Ассоциацией Вертолётной Индустрии и Агентством «АвиаПорт». Оно ориентировано на аудиторию специалистов в области разработки и производства вертолётов, комплектующих и запчастей, технического обслуживания и ремонта, эксплуатации вертолётной техники.

Не останутся без рассмотрения в рамках деловой программы HeliRussia и вопросы правового регулирования вертолётной индустрии. В настоящий момент Министерство транспорта Российской Федерации готовит к введению в действие новые федеральные авиационные правила «Поддержание лётной годности гражданских воздушных судов. Часть М» (ФАП-М), которые будут гармонизированы с европейскими правилами Part-M. Их внедрение потребует серьёзной подготовки и перестройки работы инженерно-авиационных служб эксплуатантов и уполномоченного органа гражданской авиации. Обсудить вводимые изменения и интеграцию российской авиатехники в европейский авиационный рынок предлагается на панельной дискуссии «Гармонизация европейских и российских правил в области поддержания лётной годности воздушных судов (ФАП-М)», проводимой техническим комитетом «Ассоциации Вертолётной Индустрии».

С правовой точки зрения планируется рассмотреть и беспилотную авиацию, которая все сильнее входит в нашу жизнь. АНО «Аналитический центр «Авианет» предлагает обсудить на своем круглом столе такой животрепещущий вопрос как нормативное обеспечение сертификации беспилотных авиационных систем. Предметом рассмотрения станут технологии, регулирование, сертификация, вопросы интеграции БАС в единое воздушное пространство. К участию в круглом столе приглашены специалисты промышленности, эксплуатанты авиационной техники, представители органов исполнительной власти, пресса.

  «Грабцево» построили

Возможное развитие авиатранспортной инфраструктуры на конкретном примере планируют обсудить в рамках круглого стола «Пилотная зона аэромобильности в Сколково: статус и перспективы», в котором примут участие производители воздушных судов, транспортные агрегаторы, а также другие заинтересованные компании. Среди спикеров заявлены представители Правительства Москвы, Фонда «Сколково», разработчиков и производителей авиатехники, а также банковских и лизинговых структур.

Вопросы автоматизации и цифровизации промышленных предприятий, в том числе и авиационных, будут подниматься на дискуссии «Цифровизация 1.0». Участники конференции представят свой опыт внедрения цифровых технологий в производственные процессы, поделятся опытом и обсудят дальнейшие возможные варианты внедрения цифровых технологий в авиастроение, техническую и летную эксплуатации воздушных судов, аэропортовую деятельность и другие.

В рамках HeliRussia в этом году пройдёт вторая конференция «Аддитивные технологии в авиаиндустрии». История авиации — это всегда поиск новых решений, гарантирующих высокую надёжность и снижение стоимости конечного изделия. Сегодня правильно позиционировать и выгодно применять 3d-печать — не дань моде, а жизненная необходимость для обеспечения лидерства компании в отрасли и на рынке.

Отдельный интерес для эксплуатантов вертолётной техники представляют конференции «Пожаротушение» и «Современные методики проведения спасательных операций», организованные дирекцией выставки. В рамках данных конференций эксплуатанты смогут пообщаться с представителями экстренных служб, обменяться опытом проведения авиаработ, а также познакомиться с новыми методиками и образцами специального и дополнительного оборудования.

Расширение сфер применения вертолётной техники и оборудования требует и создания специализированной наземной инфраструктуры. Своим опытом разработки и строительства данных объектов смогут поделиться участники круглого стола «Проектирование и строительство вертолётных площадок», организованного АО «Русские Вертолётные Системы». Компания обладает уникальным опытом разработки и строительства не только наземных, но и плавучих вертолётных площадок, применяемых, в том числе и в рамках развития транспортной инфраструктуры Москвы. Помимо этого, являясь активным участником программы развития санитарной авиации, с 2017 года «Русские Вертолётные Системы» модернизировали и создали с нуля соответствующие объекты практически во всех климатических зонах присутствующих в нашей стране, начиная от субтропиков юга России и высокогорий Северного Кавказа и заканчивая субарктическими районами Дальнего Востока.

АО «ОДК-Климов», на своём стенде проведёт три мероприятия, посвящённых текущим и будущим проектам компании: «Перспективы авиадвигателестроения. Гибридная силовая установка», «Двигатель ВК-650. Ход работ и планы на будущее» и «Двигатель ВК-1600В. Ход работ и планы на будущее».

Круглый стол «Воздухоплавание: новые технологии и перспективы», организованный дирекцией выставки и командой TFA (The Future of airships), в рамках которой обсудят, пока экзотические для России, аппараты легче воздуха, их конструкции, практическое применение и перспективы.

Международный фестиваль детского и молодёжного научно-технического творчества «От Винта!» и МАИ проведут конференцию «Историческая память о достижениях Инженеров Победы в годы Великой Отечественной Войны» и ФОРСАЙТ-СЕССИЮ «Историческая преемственность поколений».

В рамках выставки также подведёт итоги Премии «Профессионал Года» информационный партнер выставки — журнал «Гражданская авиация».

XIV Международная выставка вертолётной индустрии HeliRussia 2021 пройдёт c 20 по 22 мая в МВЦ «Крокус Экспо», павильон № 1, залы № 3, 4.